Продолжается работа над фильмом о священномученике Алексие Воробьеве, уроженце Вятской губернии

В съемках, проходящих в городе Уржуме, принял участие член Комиссии по канонизации святых Вятской Епархии протоиерей Андрей Лебедев.

Медиацентр «Клин православный» при поддержке фонда президентских грантов продолжает работу над документальным циклом о клинских новомученниках.

В очередном, четвёртом по счету фильме, зрителям расскажут о священномученике Алексие Воробьеве.

Сейчас съёмочная группа работает в бывшей Вятской губернии (Кировской области). Здесь находится небольшой старинный городок Уржум. Рядом с ним, в селе Антонково, в семье крестьянина, 6 февраля 1888 года родился Алексий Воробьев.

К сожалению, дом, где появился на свет священномученик, до наших дней не сохранился. На его месте установлен поклонный крест. Круглый год сюда приезжают паломники, чтобы поклониться святому Алексию.

Съёмочной группе удалось разыскать внучатую племянницу священномученика, Лидию Алексеевну Воробьеву. У неё сохранились уникальные документы и фотографии из семейного архива, по которым можно доподлинно восстановить разные периоды из жизни священномученника.

Вместе Лидией Воробьевой съёмочная группа побывала в селе Цепочкино, первом православном поселении Вятской губернии. С Алексием Воробьевым Цепочкино связывает Трехсвятительское подворье, где священномученик бывал на службах и молился. Подворье, как и дом святого Алексия, так же не сохранилось до нашего времени. Здание разрушили в середине прошлого века, а из его кирпичей построили коррекционную школу-интернат.

Ещё одна точка в работе над фильмом — кафедральный собор Уржума — Троицкий храм. Здесь воссоздают иконостас, где промыслом Божьим среди ликов неожиданно оказался и образ Алексия Воробьева. Сейчас собор восстанавливается на пожертвования православных верующих.

Напомним, цикл «Святые нашего времени» состоит из четырёх фильмов. Премьера намечена на 17 февраля будущего года.

Житие

Священномученик Алексий родился 6 февраля 1888 года в деревне Антонково Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Константина Воробьева. В 1900 году у него умерла мать, и Алексей и его младшая сестра Ольга, которой было два года, были взяты на воспитание в семью старшего брата Василия.

В Антонкове Алексей окончил земскую школу. Испросив разрешение отца, он перебрался в Казань и устроился на работу в магазин. В 1905 году Алексей уехал в город Свияжск, где его тетка монахиня Васса устроила племянника в Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Казани. В монастыре Алексей нес послушание канонарха и прислуживал в монастырской гостинице

В Иоанно-Предтеченский монастырь из Седмиезерной пустыни под Казанью приезжал великий подвижник и молитвенник схиархимандрит Гавриил (Зырянов) и нередко беседовал с молодыми иноками. Послушник Алексей вначале по робости избегал встреч со старцем. «Возьму благословение, – рассказывал он, – да и в лес!» Потом вдруг спохватился: «Что ж я ухожу и не слушаю его поучений?!»

Преподобный Гавриил обратил внимание на благочестивого юношу, приблизил его к себе и взял под свое духовное попечение. Другим воспитанником старца был инок Илия, друг и сверстник Алексея. Отец Гавриил сказал о них: «Илюшу-то не возьмут в армию, а тебя, Алеша, возьмут».

В 1911 году Алексея призвали на военную службу, и до 1914 года он состоял рядовым 9 пехотного имени Петра Великого полка, размещавшегося в городе Калуге. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии, а после октябрьского переворота 1917 года – в дивизионном обозе 161 дивизии. В 1918 году Алексей Воробьев уехал в Антонково, где прожил два года. В 1920 году Алексей Константинович приехал в Москву и устроился работать кладовщиком. Тогда же он поступил на пастырские богословские курсы при церкви святого мученика Трифона в Москве.

26 июня 1921 года он был рукоположен во священника в Александро-Невский храм в Москве, а через год переведен в Преображенский храм в селе Селинское Клинского уезда Московской губернии.

В мае 1922 года возник обновленческий раскол. Епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления. Обновленцы предлагали отцу Алексию присоединиться к ним, но он твердо стоял в православии и преданности законному главе Русской Православной Церкви – Святейшему Патриарху Тихону. «Как же я брошу православие и уйду в раскол?» – отвечал отец Алексий на вопросы прихожан.

13 марта 1923 года обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении отца Алексия и запрещении его в священнослужении, а в Преображенский храм в село Селинское был назначен другой священник.

До ухода обновленцев из Преображенского храма отец Алексий непродолжительное время служил в Виннице и Астрахани. Впоследствии святитель Тихон лично выразил ему благодарность за стойкость и твердость в православии.

В конце сентября 1924 года священники Алексий Воробьев и Алексий Никонов были арестованы по обвинению в том, что «без разрешения местной власти устроили в церкви города Клина собрание верующих, на котором произносили агитационные речи о гонении советской властью православия».

Отец Алексий был перевезен для допросов в комендатуру ОГПУ на Большую Лубянку в Москву. 16 октября отца Алексия допросили.

– Говорите вы проповеди, направленные против советской власти? – спросил следователь.

– Никогда не говорю.

– Скажите, что вы подразумеваете под вопросами на исповеди: не ходил ли на собрания, митинги, не читал ли развратных книг, против Церкви? (Эти вопросы следователь нашел в записной книжке отца Алексия, изъятой у него при обыске во время ареста.)

– На этот вопрос ответить не могу.

– Не есть ли эти вопросы скрытая агитация против советской власти?

– Эти вопросы действительно есть агитация против советской власти, но я не руководствовался этим вопросником в жизни.

До вынесения приговора отец Алексий находился в Бутырской тюрьме в Москве. 27 февраля 1925 года священник Алексий Воробьев был приговорен к заключению в концлагерь сроком на два года. Отбывать наказания его отправили на Соловки.

7 мая 1927 года отец Алексий был освобожден. В течение трех лет ему было запрещено проживать в шести главных городах и областях СССР. В июле отец Алексий прибыл в Уфу и получил назначение служить в церкви Собор Пресвятой Богородицы в селе Быково Благовещенского уезда.

В ноябре 1930 года отец Алексий был назначен в Воскресенский собор города Павловский Посад. В 1931 году возведен в сан протоиерея, в 1935 году – назначен благочинным Павлово-Посадского округа.

27 марта 1935 года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам. Священноначалие перевело отца Алексия в Троицкую церковь в селе Хотеичи, а в августе 1936 года – в Вознесенскую церковь в селе Городок в пригороде Павловского Посада. Православные жители города, лишившиеся соборного храма, перешли молиться в Вознесенскую церковь. Духовными чадами отца Алексия стали и некоторые монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря. В Вознесенской церкви отцом Алексием был организован церковный хор из молодежи.

8 августа 1937 года протоиерей Алексий отслужил вечерню накануне дня памяти святого великомученика Пантелеимона и в ту же ночь был арестован сотрудниками НКВД и заключен в тюрьму города Ногинска.

– Вы признаете себя виновным в том, что среди верующих и своих сослуживцев по церкви вели систематическую антисоветскую агитацию? – спросил следователь.

– Антисоветскую агитацию я никогда не вел, виновным себя в этом не признаю, – ответил отец Алексий.

19 августа 1937 года тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Протоиерей Алексий Воробьев был расстрелян 20 августа 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Составитель священник Максим Максимов

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август». Тверь, 2003 год, стр. 112-116.

По материалам сайта azbyka.ru

Поделиться