Курсы повышения квалификации педагогов по теме «Основы православной культуры» организованы структурным подразделением Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Института развития образования Кировской области – Центром повышения квалификации в г. Вятские Поляны.
Обучение группы педагогов по теме «Основы православной культуры» будет проходить в период с 9 по 14 декабря 2019 года.
В течение шести дней обучение проводится в аудиториях Института развития образования Кировской области (по адресу: г. Киров, ул. Романа Ердякова, д. 23, корп. 2.), Кировской ордена Почёта государственной универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена, епархиального отдела религиозного образования и катехизации в городе Слободском, муниципальном детском саду № 165 города Кирова, школьном музее МОУ СОШ № 47 города Кирова, Вятском Духовном училище, Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского.
В курсах повышения квалификации педагогов по теме «Основы православной культуры» в 2019 году принимают участие преподаватели Основ религиозной культуры и светской этики (модуль Основы православной культуры), преподаватели курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учителя гуманитарных дисциплин основной школы, преподаватели воскресных школ, воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Программа курсов практикоориентирована, содержит лекционные занятия по теме курсов, практические занятия, экскурсии, паломнические поездки и посещение образовательных учреждений.
В рамках курсов повышения квалификации педагогов по теме «Основы православной культуры» будут изучены варианты изучения курса в основной школе, а также особенности организации духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании.
По результатам обучения будет выдано удостоверение установленного государственного образца о повышении квалификации.
Большое внимание в работе курсов будет уделено изучению методологических основ духовно-нравственного воспитания.
На первой лекции в аудитории Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Институт развития образования Кировской области заведующая Центром ПК ИРО в г. Вятские Поляны Надежда Викторовна Барабанова большое внимание уделила изучению государственной политики России в области духовно-нравственного воспитания, изучению статьям 13 и 14 Конституции Российской Федерации.
В своем выступлении Надежда Викторовна подчеркнула, что: «Духовно-нравственное воспитание — это духовное и нравственное воспитание, которое заложено в воспитательных ориентирах, где мы переходим на мировоззренческий уровень. В корне слова «духовный» лежит слово “Дух”. Более подробно мы можем об этом прочитать в книге Святителя Луки «Дух, душа, тело». Религия – форма общественного сознания. Религия отражает определенные мировоззренческие позиции».
Государство достаточно четко определилось с целями и приоритетами в сфере духовно-нравственного воспитания. Они сформулированы и законодательно закреплены в новом, вступившем в действие с 1 сентября 2013 года, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (далее ФГОС). В новом законе в статье 2 такие понятия, как «образование» и «воспитание», определены как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Таким образом, в качестве основной задачи школы определяется задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика, его духовно-нравственного развития.
В условиях изменения законодательства об образовании и определения приоритетов по воспитанию школьников в рамках реализации воспитательной компоненты особенно важной является проводимая работа по обновлению содержания образования и самих подходов к предоставлению образования в условиях введения ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов).
Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в которой определены следующие направления по духовно-нравственному воспитанию: взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации (семья, общественные организации, религиозные объединения, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ); социально-педагогическая поддержка становления и развития гражданина России; приоритет базовых национальных ценностей, хранимых в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России.
Одним из направлений реформирования школьного образования стали изменения в учебном плане школ. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования вводят в школьный учебный план новую предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Далее в работе курсов большое внимание было уделено изучению особенностей формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся в Российских школах. Надежда Викторовна Барабанов в своей презентации представила слушателям курсам слова Игоря Витальевича Метлика — российского педагога, религиоведа, доктора педагогических наук, доцента, заведующего лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, профессора кафедры общей и социальной педагогики педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кафедры истории и культуры религий народов России Московского института открытого образования, Эксперта Комитета Государственной Думы СФ РФ по взаимодействию с общественными и религиозными организациями, комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениями и свободе совести, заведующего Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОИК РПЦ: «…Духовно-нравственное воспитание – деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определенного мировоззрения и соответствующей ему системы морали, культуры и образа жизни…».
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее гражданах: детях и молодежи, о подготовке широко образованных, высоконравственных людей.
Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием, ведь никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.
Духовно-нравственное воспитание в России призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».
Далее в работе курсов слушатели подробно изучили Статью 87. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ | ст. 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования».
Занятия курсов для педагогов предусматривают различные формы проведения учебных занятий, соответствуют современным требования, предъявляемым государством к программе и содержанию курсов повышения квалификации педагогов по теме «Основы православной культуры».
Заместитель руководителя Миссионерского отдела Вятской Епархии
Лариса Геннадьевна Шустова





