В новой рубрике нашего сайта «Церковь и казачество» руководитель межъепархиальной коллегии Вятской митрополии по взаимодействию с казачеством иерей Николай Бевз в качестве духовного чтения предлагает вниманию читателей доклад епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея на тему: «Казачество перед вызовами современного глобального мира. Проблематика и возможные ответы», озвученный и предложенный для размышления на тематической конференции.
Досточтимые друзья!
Несомненно, что современный мир находится перед глобальными вызовами, вызовами современного мира. Но мы акцентировали внимание на слове казачество, что именно казачество находится перед такими вызовами.
Стоило ли делать такой акцент? Есть ли различия между вызовами молодежи и вызовами конкретно казачества.
Ведь собственно казачество само погружено в современный мир, а значит, встречается с теми же проблемами и теми же вызовами. Но на наш взгляд все-таки имеется и специфические вызовы и нам необходимо их осознать и возможно найти пути преодоления. Для начала обозначим те глобальные вызовы, которые стоят перед нами.
1. Вызовы политического направления. Это разного толка коноводы, пользуясь незрелостью молодого поколения, призывают к самым разным протестам. Неоперившуюся молодежь, еще не разбирающуюся в политике, подсаживают на разного рода провокационные лозунги, призывают к протестным движениям, выпадам. Сами же провокаторы остаются в стороне. Что с этим делать? Как отвечать на этот вызов? И поскольку все это связано с человеческим умом, то здесь не поможет нагайка.
2. Второй существенный вызов – вызов информационный. Обилие информации не дает возможность ее обработать, но затягивает, заманивает и, соответственно, крадет время, крадет мысли. Более того, погруженность в информацию дебилизирует человека, наступает, так называемое цифровое слабоумие. Когда человек перестает думать, осмыслять, размышлять, то он умственно слабеет. Это не мои выводы, это выводы известных психологов. Но поразительно то, что мы пытаемся бороться с гаджетами с помощью гаджетов. Возможно ли вообще победить гаджеты? Можем ли мы стать интереснее, чем гаджеты? Может быть стоит изменить отношение к гаджетам и подумать серьезно о медиакультуре, о культуре потребления информации. Это вопросы не риторические, здесь нужны серьезные исследования и практика.
3. Еще об одном важнейшем вызове хотелось сказать. Религиозно-суррогатные вызовы по типу соблазнов оккультизма, соблазнов неоязычества. Защита от этой мерзости – наша вера православная. Однако простое знакомство с основами веры показывает, что человек все равно сбивается с пути, точнее он даже не становится на подлинный путь. И потому, обучая основам православной веры, но, не живя верой, человек уходит в страну далече – в безверие, оккультизм, славянское неоязычество, поклонение золотому тельцу, превознесение своей национальной уникальности. Отсюда простой вывод – научиться жить верой. Когда-то наш замечательный философ Иван Александрович Ильин, которого трудно даже заподозрить в слабости и потаканию греху, писал, что переубедить другого человека в его вере очень трудно, необходимо изменение самого акта бытия и акта веры, введение в суть традиции и образов и т.д. Я думаю, что противодействие оккультно-религиозным вызовам – это введение человека в пространство самой веры и правильного уклада. Кстати, несколько слов об укладе.
4. Это еще один вызов, я сейчас говорю о вызове преступности, вызовах криминалитета. Так называемых АУЕ – арестантский уклад един. Обратите внимание, что без всякой четко обозначенной структуры, без поддержки сильных мира сего и денег создается особый подростковый уклад – арестантский уклад, куда втягиваются наши дети. Почему? Не мне отвечать на этот вопрос. Это должны сделать ученые. Но могу предположить, что а) мы не умеем организовывать; б) у нас не хватает в этом направлении инициативы; в) с нами неинтересно. Нам по-хорошему нечего предложить, чтобы за нами пошли. Вы можете сказать, что все мерзкое и гадкое быстро усваивается. Но усваивается потому, что мы свое не даем усвоить, порой нам нечего и предложить. Я не говорю сейчас об отдельных достижениях, я говорю в целом, о тенденции. Вот бы и хотелось услышать, как решается эта проблема или кто и как думает по представленной проблеме. (В качестве маленькой ремарки хотелось бы сказать, что вот мы обсуждаем какие-то важные вопросы, а результаты через год кто-нибудь показывает? Показывает ли как решаются обозначенные ранее проблемы?)
Мне бы хотелось еще обозначить несколько вызовов современности.
5. Вызовы гламура, т.е. вызовы роскоши, глянца, блеска. Об этом кишит вся реклама. Гламур презентуют, гламур высвечивают – и в свете гламура тонет все положительное и подлинное. Касается ли это казачьей молодежи? Конечно же, касается. Мы же не живем в безвоздушном пространстве, мы в мире. Когда телесное, материальное задавливает духовное, душа искажается. Человек должен быть красив, но не только телом, а и душой. Беда в том, что дети наши откликаются на эти вызовы, они как будто ловятся на крючок.
6. Еще один вызов, он как-то связан с предыдущим, с гламуром – это вызов развлечений. Если гламуром руководит гордость и тщеславие по типу «Я этого достоин», то развлечения – это барство, лень, внешние и безмерные удовольствия уже по типу «пусть весь мир подождет, пока я отрываюсь со вкусом». Обилие предлагаемых игр, в кои погружается человек им же несть числа. У человека, погруженного в развлечения, нет жизненной идеи, нет смысла, кроме смысла играть, есть и пить. Удовольствия не могут быть в одной поре. Они расширяются и наполняют человека как снежный ком. Хочу обратить ваше внимание, что, по сути, отсутствует нормальная героика в человеческой жизни. Когда мы говорим о героике, то обычно представляем героев той или иной войны. Их мало, но и ими не обогащены души детей. Но проблема в том, что героика есть не только военная. Героика есть мирного времени, героика труда, героика многодетной матери, героика молитвенного подвига, героика благородного человека, стоящего за истину, правду и не пропускающего сквозь себя зло. Сегодняшний герой нашей жизни – это симпатичный негодяй. Вроде бы что-то доброе и делающий, но хранитель многих пороков, которыми и заражает окружающих. Такой своеобразный манипулятор.
7. Не далеко от развлекательности стоит вызов «зеленого змия». Нередко от безысходности, слабости воли, а в дальнейшем привычки. Победить этот вызов просто необходимо. Традиции попойки до добра не доведут. В качестве примера приведу некоторые данные.
Перед началом первой мировой войны в России была запрещена продажа водки. «И самым закоренелым поклонникам зеленого змия пришлось перейти в лагерь трезвенников. И прихожане на своем личном опыте убедились в верности слов своих пастырей о вреде пьянства и пользе воздержания. И пьяная Русь надеется вместе с немцем победить и другого своего исконного врага – зеленого змия» (это из летописи станицы Луковской). А вот еще одна выдержка, но уже из летописи Христо-Рождественской церкви станицы Урюпинской. «Вот уже миновал целый год новой жизни на Святой Руси. Переживая ужасы войны, русский народ крепнет телом и духом, не отравляемый более алкоголем…Вот что сказала одна из женщин, мать большого семейства. "Нам, русским женщинам, нужно собраться и поднести царю-батюшке золотой крест как знак глубокой и горячей благодарности за отмену продажи водки”». Примеров можно приводит множество. И все эти примеры об одном – не доведет до добра пьянство.
Давайте подведем итог сказанному. Вызовов много. Они как лавина накрывают наших детей, нашу молодежь. Они, эти вызовы, обладают огромной силой и привлекательностью. Они втягивают человека и уводят его от его же подлинности. Мне бы хотелось, чтобы мы осмыслили эти вызовы.
При этом нам необходимо понять, что мы не можем отставать от мира. Мы живем в современном мире, а потому, чтобы быть на уровне этого мира, уровне его технических, информационных, философских, научных фактов и достижений, мы должны быть приобщены к тому, что нас окружает. Мы не можем идти против танков только с голой шашкой. Чтобы защищать свой образ мира, мы должны знать, чем дышит мир, чего он достиг, что есть положительного и положительного в смысле подлинности человека, его вечности. Мы должны все это познавать, не теряя при этом своего духа – духа веры и духа казачества.
Епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей

