Как духовный центр края Вятка всегда славилась своими иноческими обителями. На высоком берегу реки, севернее древнего хлыновского кремля в дореволюционный период сиял красотой и великолепием Преображенский женский монастырь, один из первых на Северо-Востоке России. Архитектурный комплекс каменных зданий обители складывался на протяжении нескольких столетий — с конца XVIII до начала XX века.
До нашего времени дошло несколько письменных источников, из которых можно почерпнуть сведения об основании женского монастыря. В конце XVI века встал вопрос об устроении на Вятке девичьей обители. В одну из своих поездок в Москву после 1589 года преподобный Трифон говорил об этом с первым русским Патриархом Иовом. Получив согласие Святейшего, архимандрит Трифон привёз в Хлынов грамоту Патриарха «Почему на Вятке строить девичь монастырь». Этот документ хранился у прп. Трифона и был указан в монастырской описи 1601 года. Можно считать, что святой Трифон Вятский является духовным основателем и небесным покровителем древней Преображенской обители. Также известно, что блаженный Прокопий Вятский перед своей кончиной молился в женском монастыре. Письменные источники указывают разные даты его основания. По «Истории российской иерархии» обитель была устроена в 1624 году, что считается официальной датой появления в Хлынове девичьего монастыря.
Его строительницей стала игуменья Евфимия (Силуанова). Она родилась около 1585 года, достигнув совершеннолетия, вышла замуж. Вероятно, овдовев, будучи набожным человеком, приняла постриг с именем Евфимия. Матушка собрала вокруг себя инокинь и, получив благословение на основание обители, стала строить храм и кельи. Первоначально монастырь занимал небольшую территорию — 80 на 94 метра. С севера к нему подходили посадские дворы, от кремля его отделял глубокий ров с перекинутым мостом. Историк А.А. Спицын отмечал: «На таком клочке земли едва хватило места для небольшой церкви и для десятка келий. Ограда шла по самые кельи, не было свободного места для могил, и даже дрова приходилось складывать вне ограды за святыми воротами».
По примеру преподобного Трифона Вятского, основателя Успенского мужского монастыря в Хлынове, игуменья Евфимия в 1627 году ходила в Москву хлопотать пред царём о выделении средств на строительство и содержание обители. Государь Михаил Фёдорович и его отец Патриарх Филарет пожаловали игуменье и сёстрам денежное и хлебное обеспечение. Первая церковь и все постройки монастыря были деревянными. Тихо текла иноческая жизнь в трудах и молитвах. Однако вскоре на долю насельниц выпало первое большое испытание. В 1632 году в доме воеводы Петра Хилкова начался пожар, который уничтожил все постройки Хлынова. Сгорела и женская обитель. Снова игуменья Евфимия обратилась за помощью к государю, и по царскому указу был выделен лес. Интересно, что в этой грамоте монастырь впервые назван Преображенским.
В возрождённой обители построили вторую деревянную церковь. По переписной книге Василия Отяева и подьячего Саввы Ищеина, составленной в 1646 году, в Преображенском монастыре имелись Преображенский храм с Благовещенским приделом и Владимирская церковь с приделами в честь мученика Христофора и великомученика Иоанна Нового. В 13 кельях жили 85 монахинь и послушниц. С годами Преображенский храм обветшал настолько, что в нём невозможно стало служить. По прошению игуменьи Евфимии 17 мая 1654 года Патриархом Никоном была дана грамота на возведение новой деревянной церкви Преображения Господня с приделами в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Михаила Малеина.
Время шло. Монастырь постепенно укреплял своё экономическое положение. Средства позволяли обители вести новое строительство, однако защититься от пожаров не получалось. Дерево оставалось самым распространённым материалом на Вятской земле. Инициатором каменного строительства стал архиепископ Вятский и Великопермский Иона, который для возведения кафедрального собора в Хлынове пригласил из Москвы артель каменщиков, построившую в 1676–1683 годах Троицкий кафедральный храм и архиерейский дом. В 1684-м заложили Успенский собор в Трифоновом монастыре, который освятили в 1689 году.
За это время появились собственные мастера каменных дел. Это жители хлыновского посада Иван Иванович Никонов, Михаил Нефёдович Старков, Тихон Родионович Чернятев, Исаак Петрович Москвитинов. Им было доверено возвести каменную церковь в девичьем монастыре. На построение храма архиепископ Иона дал своё благословение. Игуменья Анна (Рязанцева) убедила купца Илью Андреевича Гостева пожертвовать средства на благое начинание, и в 1696 году Преображенская церковь была освящена. Ныне на могиле благодетеля Ильи Гостева рядом с этим храмом установлен каменный поклонный крест, у которого ежегодно 2 августа совершается панихида.
Новая церковь изменила облик монастыря, стала его архитектурной доминантой. Она и сейчас поражает своей лёгкостью и декоративной нарядностью. Фасад здания украшают кокошники, карнизные пояса с фигурными балясинами. Декор выполнен затейливой кирпичной резьбой. С большой изобретательностью исполнены наличники, завершающиеся трёхчастным кокошником. Несмотря на разрушения и потери советского периода, мы и сейчас можем любоваться каменными узорами Преображенского храма.
Иконостас церкви наполнили образы, созданные суздальскими и хлыновскими мастерами. Среди них находилась икона древнего письма преподобного Михаила Малеина, по преданию, пожертвованная обители в 1628 году царём Михаилом Романовым. Уже намного позднее, в 1896 году, была позолочена главка Преображенской церкви. В 1903–1908 годах в храме проходили ремонтные работы. Стены были расписаны живописью, иконопись отреставрирована, а иконостас вызолочен, чугунный пол заменили опочным. Золотая главка украсила и колокольню рядом с церковью.
Преображенский монастырь в XVII–XIX веках был одним из центров духовной культуры: он славился богатейшей библиотекой, знаменитым женским хором. При обители действовал странноприимный дом, а в 1891 году было открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства святителя Николая. Имелись живописная, позолотная и рукодельная мастерские.
К сожалению, мирная молитвенная жизнь монастыря была прервана переворотом 1917 года. Уже в следующем году закрыли храмы обители. Следующим шагом к уничтожению Преображенского монастыря стало решение комиссии по изъятию церковных ценностей. Многие святыни тогда были утрачены, а икона преподобного Михаила Малеина оказалась в художественном музее. Инокинь подвергали репрессиям, особенно жестоким в 1930-е годы, приговаривали к тюремному заключению и ссылкам.
Вот как о тех временах писал краевед Евгений Деришев: «Так уж судьбе, видно, было угодно, что родился я и прожил первые 26 лет своей жизни в старинном Преображенском монастыре. Разорённый и разграбленный после революции 1917 года, он в советское время превратился в огромную ночлежку-проживалку с длинными коридорами, комнатами-кельями, одним туалетом на сто человек. Тысячи вятских крестьян во времена коллективизации и индустриализации устремились в поисках лучшей жизни в губернский город. Среди них была и моя мама, сосланная с раскулаченным мужем и двумя детьми на уральские рудники. Только после их голодной смерти она обрела возможность устроиться здесь, в общежитии шубно-овчинного завода».
Только в 1991 году по ходатайству владыки Хрисанфа здание Преображенского храма было возвращено епархии, а ещё через десять лет вятский архипастырь благословил открыть Преображенский женский монастырь, в который после восстановительных работ должны были переехать насельницы Троицкой обители в слободе Макарье г. Вятки во главе с игуменьей Софией (Розановой). Владыка Хрисанф благословил священника Андрея Дудина помогать матушке Софии возрождать монастырь.
Сначала благодаря добровольным помощникам, в том числе участникам вятского историко-краеведческого клуба «Мир», Преображенскую церковь очистили от мусора. Во время реставрационных работ заменили кровлю на храме, настелили новые полы, выровняли и покрасили стены. В августе 2003 года установили новую главку с крестом. Вскоре был восстановлен малый корпус монашеских келий. После расселения жильцов в ведение монастыря перешло бывшее здание ризницы.
И вот в 2005 году насельницы упразднённой Троицкой женской обители в Макарье переехали в Преображенский монастырь, возрождение которого продолжилось. Так, в 2008 году в главном храме был установлен иконостас, изготовленный в Вятских кустарных мастерских. Образы для иконостаса писали в течение пяти лет в Троице-Сергиевой Лавре. Летом 2013 года завершились ремонтные работы на колокольне. Благоустраивалась и территория обители. Насельницы мечтали разбить фруктовый сад, и сотрудники Зонального научно-исследовательского института сельского хозяйства пожертвовали саженцы яблонь и груш. Теперь в тёплое время года монастырь утопает в зелени и цветах.
К сожалению, ещё не вся территория, храмы и другие строения Преображенской обители, отобранные в годы безбожной власти, возвращены Церкви и восстановлены. Но дело, начатое игуменьей Софией (Розановой), отошедшей ко Господу 26 апреля 2022 года, продолжается. Матушка София не только вдохнула жизнь в разрушенные монастырские здания, для многих вятчан она была мудрой наставницей в возрождении храма души. Ныне на её могиле установлен поклонный крест, у которого каждую субботу совершается панихида в память об усопшей настоятельнице, всех почивших сёстрах и благодетелях обители.
В настоящее время главной святыней Преображенского храма являются мощи священноисповедника Виктора (Островидова). О жизни и подвиге веры угодника Божия, об истории монастыря и судьбе его насельниц рассказывают экспонаты музея, открытого в обители в 2020 году. В отдельном зале представлена уникальная композиция «Праздник Преображения» из 174 дымковских игрушек мастерицы Л.Д. Верещагиной. Кандидат культурологии Л.Б. Горюнова проводит экскурсии по музею и обители, а также лекции на православную тематику.
Жителям Вятки трудно представить город без Преображенского монастыря, возвышающегося на крутом берегу реки и являющегося архитектурным украшением и духовным маяком столицы нашего края. Его 400-летняя история с основания до нынешних дней знала периоды расцвета, разорения и возрождения. Это время подвига живой веры и горячей молитвы.
На фото:
— Вятский Преображенский монастырь. Фото начала XX века;
— Преображенская церковь.


