Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании

29 октября 2024 года в рамках Свято-Трифоновских образовательных чтений в Институте развития образования Кировской области прошёл областной педагогический семинар «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании», участниками которого стали представители Министерства образования Кировской области, Института развития образования Кировской области, руководители муниципальных методических служб, методисты и преподаватели школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного и профессионального образования, преподаватели Основ православной культуры, помощники благочинных и настоятелей по религиозному образованию.

Традиционно в рамках областного семинара «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании» проходит награждение победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Учредителями конкурса являются Русская Православная Церковь и Министерство просвещения Российской Федерации. Конкурс проводится при поддержке аппарата Президента РФ на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях и направлен не только на выявление и поддержку лучшего педагогического опыта в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, но и деятельное взаимодействие Церкви и образовательных учреждений всех типов.

В Кировской области конкурс проходит при сотрудничестве Епархий Вятской Митрополии, Министерства образования Кировской области, Института развития образования Кировской области.

Представленные на конкурс работы отличает высокое качество подготовки, что отмечается не только на региональном уровне, но и на уровне Приволжского федерального округа, где вятские педагоги многократно одерживали победу, в том числе и в этом году.

В начале работы семинара победители регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» были награждены почётными грамотами министерства образования Кировской области. Также им были вручены дипломы, благодарственные письма и памятные подарки от Министерства образования Кировской области и Епархий Вятской Митрополии.

Далее в ходе семинара победители регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» представили свои работы, где нашли отражение бесценный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательных школах и детских садах.

По итогам областного семинара состоялось рабочее совещание, на котором были рассмотрены вопросы подготовки Всероссийской научно-практической конференции «Православное образование в современной школе», в рамках которой будут рассматриваться вопросы открытия профильных православных классов в государственных и муниципальных общеобразовательных школах и православные группы в детских садах на территории Кировской области.

Информация Отдела религиозного образования и катехизации

Вятской Епархии

Победители регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Гран-при регионального этапа конкурса — Бардыш Надежда Ивановна, учитель истории Муниципального казённого общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа с. Сырьяны Белохолуницкого района Кировской области. Работа: «Организация школьных исследований по истории церквей сырьянской округи».

В номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» победителями стали:

  1. Коллектив авторов: Дружкова Вера Викторовна, музыкальный руководитель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 д. Стулово Слободского района Кировской области; Соавторы: Владимирова Ольга Геннадьевна, воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 д. Стулово Слободского района Кировской области; Ермакова Ольга Сергеевна – старший воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 д. Стулово Слободского района Кировской области. Работа: «Традиционные вятские праздники как инструмент духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  2. Ерофеев Максим Денисович, учитель информатики Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №11" города Кирова. Работа «Формирование гражданско-патриотических компетенций у старших школьников в процессе знакомства с историей России 9-11 века.

В номинации «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи»: коллектив авторов: Зырянова Светлана Вячеславовна, заведующая Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Берёзка" г. Слободского Кировской области, Мерзлякова Людмила Алексеевна, воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Берёзка" г. Слободского Кировской области; Никулина Ирина Ивановна, воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида "Берёзка" г. Слободского Кировской области Кировской области. Работа: «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Храмы моей малой родины».

Победители регионального этапа Всеросиийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» награждены Почётными грамотами Министерства образования Кировской области и Благодарственными письмами Вятской митрополии.

Дополнительно Благодарственными письмами Епархий Вятской Митрополии, Министерства образования Кировской области и Института развития образования Кировской области за представленный педагогический опыт отмечены следующие участники регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»:

  1. Зашихин Владимир Александрович, директор Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя школа с. Ошлань Богородского района"; Соавторы: Карловская Надежда Викторовна, учитель истории и обществознания Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя школа с. Ошлань Богородского района"; Кондратова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя школа с. Ошлань Богородского района"; Рабочая программа "Родные истоки" для обучающихся 1-4 классов (на основе изучения исследовательских работ обучающихся).
  2. Коротаева Светлана Владимировна, воспитатель Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Снежинка" п. Восточный Омутнинского района Кировской области. Проект "Радость бытия.
  3. Пашкеева Яна Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Лазарево Уржумского района Кировской области. Информационно-социальный проект "Моя родина — село Лазарево"
  4. Боталова Галина Владимировна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Родничок" с. Елгань Унинского муниципального округа Кировской области. Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства с творчеством писателей и поэтов Вятского края.
  5. Лобастова Ольга Васильевна, учитель английского языка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 56» города Кирова Дополнительная общеразвивающая программа духовно- нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи «Алтарь Отечества»

Победители Межрегионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» по Приволжскому федеральному округу от Вятской Митрополии в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации».

  1. Бардыш Надежда Ивановна, учитель истории муниципального казённого общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа села Сырьяны Белохолуницкого района Кировской области. Работа — Организация школьных исследований по истории церквей Сырьянской округи.
  2. Дружкова Вера Викторовна — музыкальный руководитель, Владимирова Ольга Геннадьевна — воспитатель, Ермакова Ольга Сергеевна – старший воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №1 деревни Стулово Слободского района Кировской области. Работа — Традиционные вятские праздники как инструмент духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Духовные основы воспитания и нравственный подвиг учителя.

Протоиерей Евгений Смирнов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вяткой Епархии.

Главная тема чтений «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» призывает нас осмыслить основы воспитания, с помощью которого передаются из поколения в поколение историческая память и духовный опыт, а также значение нравственного подвига учителя в прямом смысле этого слова.

В годы Великой Отечественной войны нашей стране был брошен страшный вызов. Наша страна победила в самой страшной войне в истории и спасла мир от фашизма. Сейчас перед нами стоят новые вызовы. Мир стоит на пороге ядерной войны. Вы видим страшные вызовы в глобальной мировой политике и экономике. Не только на Украине, но и в Курской области мы видим зверства современных фашистов. Многие семьи потеряли своих родных и близких, лишились дома и имущества. Есть пленные, раненые, есть настоящие герои и есть предатели. Слишком многое напоминает сейчас ужасы и испытания войны, хотя и не в тех масштабах.

Тогда не было современного оружия, но испытание стало всенародным и подвиг также был всенародным. Сейчас при всём современном, даже самом мощном оружии не утратил своего значения личный подвиг героев. Самопожертвование, героизм, мужество бессмертны во все времена и всегда имеют духовную основу.

Что стало духовной основой всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны? Что является основой подвига героев сейчас? Ответы на этот вопрос могут быть разные. Но суть будет одна – это жертвенная любовь, побеждающая страх смерти. Именно она становится основой мужества, нравственного выбора и подвига. Духовные основы этой жертвенной любви коренятся в глубинном сознании человека, в самой нашей душе. Православное вероучение говорит, что такую любовь подарил человеку Бог. Бог есть любовь, — говорит нам Новый Завет. Созданный по образу Божию человек также способен к жертвенной любви. Любовь Бога к человеку выразилась в крестной смерти Спасителя за всё человечество. Крест стал символом христианства. Человек христианин, подражая Спасителю, готов положить свою душу за Отечество и близких.

Духовным основанием всенародного подвига в годы Великой Отечественной войны стала жертвенная любовь, основанная на вере в Бога. Воевало и трудилось в тылу верующее поколение, родившееся и воспитанное в большинстве своём ещё в царской России, либо в первые годы советской власти. Ещё были живы и передавались на уровне семьи христианские идеалы и ценности, хотя официальная атеистическая пропаганда запрещала говорить об их первопричине – Боге.

Сейчас нет безбожной атеистической пропаганды, но мы живём в обществе потребления, у которого совершенно иные духовные ценности, основанного именно на потреблении, а не на самопожертвовании. И это самый страшный духовный вызов нашего времени, на который приходится отвечать как на фронтах СВО, так и на уровне каждой семьи, школы. Свой духовный выбор человек делает ежедневно.

Реалии современной жизни говорят нам горькую правду об этом выборе, например статистика рождаемости, браков и разводов. Педагоги хорошо знают о нравственных приоритетах современных семей, подростков и даже малышей. Есть ли там место подвигу? Что главное – зарабатывание денег или рождение и воспитание детей, ответственное отношение к учёбе или бесконечные развлечения?

Современному обществу брошен страшный духовный вызов, на который мы отвечаем ежедневно своими делами и поступками. На все страшные испытания Великой Отечественной войны наша страна ответила всенародным подвигом. Этот подвиг совершали воины, труженики тыла, женщины, старики, дети. А сейчас?

Вызовы времени делают актуальным и приоритетным не просто гражданско-патриотическое воспитание, а его первооснову – духовно-нравственное воспитание.

Говоря о духовно-нравственном воспитании, нам важно осмыслить духовный опыт предшествующих поколений, их духовные ценности и саму историю нашей страны. Требуется осмысление духовного опыта преодоления испытаний. Вооружения и технологии могут меняться, а людское горе и нравственные установки, духовный подвиг остаются неизменными. Основой духовной жизни может быть вера и жизнь по вере.

Вместе с тем мы не видим достаточного осмысления этого духовного опыта в современной педагогике. Ярким примером в этом отношении является преподавание Основ православной культуры в образовательных учреждениях, например выбор модуля ОПК в рамках предмета ОРКСЭ в 4 классах. В Кировской области ОПК выбирают 23 % родителей, что вдвое меньше, чем по России. Есть ряд школ, где по-прежнему, вопреки всем современным нормативным документам родителей лишают права выбора модуля курса ОРКСЭ, либо оно реализуется формально, когда родителей руководство школы убеждает, а порой и вынуждает выбирать основы светской этики, потому что так решило школьное руководство, которое ничего не делает для того чтобы детей познакомить с основами православной культуры.

Вместе с тем возможно расширение преподавания ОПК на всю школу, а также имеется возможность воспитания детей на основе православной веры через открытие православных классов в школах и групп в детских садах, кружков в учреждениях дополнительного образования. Такую возможность имеют последователи всех традиционных для России конфессий. Главным здесь является выбор родителей, а также готовность школы, в том числе к сотрудничеству с православными приходами. Воспитательная работа в школе в этом случае будет опираться на надёжную, проверенную столетиями нашей истории духовную основу – нашу веру.

Надёжную основу в этом случае получает также работа по гражданско-патриотическому воспитанию, без которой рукопашный бой и уроки по физическому развитию могут не дать желательного воспитательного эффекта.

Именно вера и основанная на ней взаимная поддержка помогали вынести горе и испытания семьям погибшим, попавшим в плен, раненым в годы Великой Отечественной войны. Сейчас это не менее важно в работе с семьями, куда пришла беда.

Молитва друг за друга, наших воинов, духовная поддержка – всё то, что помогло народу вынести испытания в годы войны актуально и сейчас. К сожалению, многое из духовного опыта наших предков сейчас потеряно и забыто. Мы плохо знаем свои духовные традиции. Потерян опыт уже не одного поколения. Поэтому становится актуальным опыт сотрудничества в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании современной школы и Церкви, сохранившей этот опыт.

В работах, представленных на конкурс «За нравственный подвиг учителя» мы видим, опыт построения воспитательной работы на основе православной веры, христианских нравственных ценностях, опыт сотрудничества образовательных учреждений и Церкви в современных условиях, нравственный подвиг учителя и результаты этой работы. Духовно-нравственное воспитание и нравственный подвиг учителя в сложных современных условиях находят надёжную основу через обращение к вере.

Вызовы времени заставляют нас осмыслить эти духовные основы воспитания, а опыт, представленный на конкурс «За нравственный подвиг учителя» показывают эффективность их применения в педагогической практике.

Поделиться