Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании

17 октября 2023 года в Институте развития образования Кировской области в рамках XXVIII Свято-Трифоновских образовательных чтений прошёл областной педагогический семинар «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании».

Участниками педагогического семинара стали представители Министерства образования Кировской области, Института развития образования Кировской области, руководители муниципальных методических служб, методисты и преподаватели школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного и профессионального образования, преподаватели Основ православной культуры, помощники благочинных и настоятелей по религиозному образованию.

Традиционно в рамках областного семинара «Подвиг и служение учителя в духовно-нравственном воспитании» проходит награждение победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Учредителями конкурса являются Русская Православная Церковь и Министерство просвещения Российской Федерации. Конкурс проводится при поддержке аппарата Президента РФ на региональном, межрегиональном и всероссийском уровнях и направлен не только на выявление и поддержку лучшего педагогического опыта в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, но и деятельное взаимодействие Церкви и образовательных учреждений всех типов.

В Кировской области конкурс проходит при сотрудничестве Епархий Вятской Митрополии, Министерства образования Кировской области, Института развития образования Кировской области.

Представленные на конкурс работы отличает высокое качество подготовки, что отмечается не только на региональном уровне, но и на уровне Приволжского федерального округа, где вятские педагоги многократно одерживали победу, в том числе и в этом году.

В начале работы семинара победители регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» были награждены почётными грамотами министерства образования Кировской области. Также им были вручены дипломы и памятные подарки от Министерства образования Кировской области и Вятской Епархии.

Награды вручали Заместитель Председателя Правительства Кировской области Шумайлова Светлана Витальевна и Глава Вятской Митрополии Митрополит Вятский и Слободской Марк.

Наград были удостоены победители регионального этапа конкурса:

  • Протоиерей Сергий Гомаюнов, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова.
  • Кочурова Лариса Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 4 г. Кирова.
  • Коллектив авторов МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова: Тарасова Елена Вячеславовна, педагог-психолог МКДОУ №185 г. Кирова, Дехтерева Екатерина Николаевна, воспитатель МКДОУ №185 г. Кирова, Зонова Светлана Дмитриевна, МКДОУ № 6 г. Кирова.
  • Коллектив авторов МКДОУ црр-д/с «Золотой петушок» г. Слободского Кировской области: Карпова Светлана Николаевна, заместитель заведующей по УВР, Королькова Анастасия Евгеньевна, музыкальный руководитель, Лукина Татьяна Леонидовна, воспитатель.

За представленный опыт и труды по духовно-нравственному воспитанию благодарственными письмами Министерства образования Кировской области и Вятской Митрополии были награждены:

  • Коллектив автров КОГОБУ СШ с. Ошлань Богородского района Кировской области: Зашихин Владимир Александрович, директор, Ершова Светлана Витальевна, учитель начальных классов, Карловская Надежда Викторовна, ветеран педагогического труда
  • Шкляева Ольга Николаевна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Ручеек» пгт. Уни Кировской области
  • Акбирова Галина Витальевна, педагог дополнительного образования МКУ ДО СЮТ п. Восточный Омутнинского района Кировской области.

За активное участие в региональном этапе конкурса:

  • коллектив МКДОУ № 102 г. Кирова: заведующая — Дербышева Татьяна Владимировна, воспитатели — Шестакова Светлана Сергеевна, Пермякова Светлана Викторовна, Перминова Наталья Владиславовна.

За организацию регионального этапа конкурса и работу в составе оргкомитета, экспертной и конкурсной комиссий были награждены благодарственными письмами от Вятской Митрополии:

  • Шумайлова Светлана Витальевна — Заместитель Председателя Правительства Кировской области;
  • Воронкина Елена Станиславовна, заместитель министра образования Кировской области;
  • Вепрева Людмила Александровна, начальник отдела Кировского образовательного округа министерства образования Кировской области;
  • Карасева Наталья Валентиновна, начальник отдела Северного образовательного округа министерства образования Кировской области;
  • Соколова Наталья Вячеславовна, ректор Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области», кандидат педагогических наук;
  • Иеромонах Кирилл (Крюченков), руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Яранской Епархии;
  • Иерей Александр Лаптев, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Уржумской Епархии;
  • Девонина Влада Анатольевна, доцент, заместитель директора «Центра подготовки церковных специалистов Вятской Епархии Русской Православной Церкви (Вятское Духовное училище)» по научно-методической работе, кандидат философских наук;
  • Котряхова Светлана Юрьевна, директор муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования» города Кирова;
  • Казаринова Ольга Владимировна, проректор по научной и инновационной работе Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области»;
  • Барабанова Надежда Викторовна, заведующий центром повышения квалификации в г. Вятские Поляны Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области»;
  • Даровских Ирина Сергеевна, заведующий центром управления и инноваций Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области», кандидат педагогических наук;
  • Соловьева Мария Федоровна, член Общественного совета при министерстве образования Кировской области, директор Некоммерческого партнерства «Научно-информационный центр общественной и профессиональной экспертизы «Непрерывное образование», кандидат педагогических наук, доцент:
  • Исаева Светлана Анатольевна, старший преподаватель кафедры управления в образовании Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области»;
  • Першина Юлия Валерьевна, доцент кафедры предметных областей Кировского областного государственного образовательного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области», кандидат исторических наук.
  • Демидова Надежда Васильевна, методист отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии;
  • Соловьева Ольга Викторовна, специалист отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии;
  • Соболева Галина Кузьминична, координатор воскресных школ Уржумской Епархии.

Далее в ходе семинара победители регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» представили свои работы:

Протоиерей Сергий Гомаюнов, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского» города Кирова рассказал о своей работе «Серия «В помощь учителю» как ресурс формирования библейского мировоззрения», взявшей гран-при регионального этапа конкурса.

Данная работа является уникальным методическим пособием для педагогов, преподающим окружающий мир в начальной школе, историю и обществознание в основной школе. Эти предметы формируют мировоззрение ребёнка. Работа отца Сергия обращает внимание педагогов к библейскому мировоззрению в рамках школьных предметов. Это глубокий разговор с педагогом о смыслах уже знакомых понятий, оценка событий и фактов с позиции православной веры.

Кочурова Лариса Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 4 г. Кирова представила работу «Исторический театр как социальный проект», ставшую победителем в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации». 

Данная работа представляет уникальный опыт систематической работы по духовно-нравственному воспитанию в общеобразовательной школы с помощью предметного театра, который объединяет педагогов, родителей, детей, в т.ч. и проблемных, никого не оставляя равнодушных. Главная тема, к которой обращается Лариса Александровна – это отечественная история. Через театральные занятия дети по-иному начинают понимать и осмысливать исторические события. «Предметный театр никогда не станет профессиональным театром, а это и не нужно, он необходим для познания мира и себя», — заключает педагог.

Коллектив авторов МКОУ ДПО ЦПКРО города Кирова:Тарасова Елена Вячеславовна, педагог-психолог МКДОУ № 185 г. Кирова, Дехтерева Екатерина Николаевна, воспитатель МКДОУ № 185 г.Кирова, Зонова Светлана Дмитриевна, МКДОУ № 6 г. Кирова представили работу «Духовно-нравственное воспитание дошкольников», ставшую победителем в номинации «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».

Цель программы – создание в светском дошкольном образовательном учреждении условий для духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе традиционных нравственных ценностей российского общества, в т.ч на основе изучения православной культуры.

Данная программа является не только замечательной подготовкой детей к изучению курса основ православной культуры в начальной и основной школе, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал через приобщение детей к уникальному миру православной культуры в дошкольном возрасте.

Смысловые линии занятий охватывают многогранный богатый мир православной культуры, знакомят ребят с ключевыми понятиями. Авторы используют самые различные педагогические приёмы. Работа может быть использована как полностью, так и фрагментарно в работе кружков и при организации отдельных тематических занятий по основам православной культуры как в детском саду, так и в начальной школе.

Данная работа также стала победителем педагогического конкурса «Серафимовский учитель».

Коллектив авторов МКДОУ црр-д/с «Золотой петушок» г. Слободского Кировской области: Карпова Светлана Николаевна, заместитель заведующей по УВР, Королькова Анастасия Евгеньевна, музыкальный руководитель, Лукина Татьяна Леонидовна, воспитатель, ставший победителем в номинации «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи» не только на региональном, но и на межрегиональном этапе конкурса, представил работу ««Зазвенит колокольчик в сердце моём», которая обращает нас к колокольному звону как средству духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Работа стала откликом педагогов на инициативу самих детей, поражённых во время прогулки красотой колокольного звона и пожелавших больше узнать о колоколах. Интерес детей нашёл также поддержку у родителей.

Педагоги детского сада смогли не только провести разовое тематическое занятие, но и создать и реализовать целую программу, посвящённую традиции колокольного звона в православных храмах, ориентированную на детей старшего дошкольного возраста.

Экскурсии в храм, живой колокольный звон, общение со звонарём, посещение краеведческого музея и знакомство с трудом колоколо- литейщиков, моделирование звонницы в детском саду, тематические занятия, — педагоги, используя разные формы работы, достигли главного – об этом говорит название работы «Зазвенит колокольчик в сердце моём», а значит слышен в детском сердце призыв на молитву, который слышали наши предки из поколения в поколение, который слышат сейчас их родители.

Выступления победителей регионального этапа конкурса, основанные на богатом педагогическом опыте не оставили никого равнодушными.

Обмен педагогическом опытом, а также обсуждение вопросов организации регионального этапа конкурса были продолжены в формате круглого стола, где участники семинара внесли свои предложения по поддержке и распространению представленного педагогического опыта через курсовую подготовку педагогов и работу методических служб.

Представленный опыт и живое общение, поддержка трудов педагогов по духовно-нравственному воспитанию в рамках конкурса «За нравственный подвиг учителя», вдохновили педагогов не только на дальнейшее участие в конкурсе, но и стали поддержкой педагогам в их служении и подвиге духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Отдел религиозного образования и катехизации Вятской епархии

Пресс-служба Вятской епархии

***

Основы и опыт духовно-нравственного воспитания. Задачи Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя». Протоиерей Евгений Смирнов, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Вятской Епархии.

Ежегодно в рамках Свято-Трифоновских образовательных чтений мы подводим итоги и награждаем победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя»

Тема чтений этого года — «Православие и культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» заставляет нас на основании исторического опыта осмыслить основы духовно- нравственного воспитания, а также перспективы наших трудов по воспитанию подрастающего поколения.

Школа должна заниматься не только образованием, оценкой которого являются ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, но и одним из её приоритетов должно стать духовно-нравственное воспитание. Об этом говорит нам целый ряд современных нормативно-правовых документов, где не только подчёркивается важность этой работы, но и указываются её основные направления. В частности, это ярко выражает указ Президента №809 от 9 ноября 2022г. «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Обратим внимание на его название. Главными словами здесь являются сохранение и укрепление.

Сохранять и беречь необходимо то, что можно потерять, в т.ч. безвозвратно. В ходе войны можно потерять территории, армию, нести страшные боевые и небоевые потери.

Но задумаемся над тем, что теряет сейчас Украина, потерявшая духовную связь с Россией, историческую память, духовные основы собственной культуры? И что приобрела взамен? Европу?..Её гей-парады? Вообще нужен ли украинский народ европейцам, даже в качестве дешёвой рабочей силы, по сути рабов, уже не Римской, а Американской и Европейской империи?

Поражает историческое и культурное беспамятство молодого украинского поколения, выращенного в ненависти ко всему русскому. Что теперь нас объединяет, после того как 30 лет пал единый могучий Советский Союз? Ещё более серьёзный вопрос – что объединяет духовно? – Ничего….Церковь, единственно, что ещё духовно объединяет верующий народ по обе линии фронта, потому что мы молимся одному Богу, и у нас одни нравственные принципы….Только при одном условии, если наша вера настоящая.

Мы видим, как украинские политики и стоящие за ними западные политики ненавидят эту Церковь, как стремятся выжить с Украины всеми способами, вплоть до самого жестокого насилия, ненавистный им Московский Патриархат. Откуда такая ненависть? Что им сделала Церковь?

Они прекрасно помнят уроки истории той же Украины. Речь Посполитая, и стоящая за ней Европа всегда стремились оторвать Малую Россию от Великой Руси не только в политическом отношении, захватив после нашествия монголо-татар исконно русские земли, но и поработить духовно, через введение т.н. унии, т.е. прямого подчинения Католической церкви, и воспитание молодёжи в ненависти к вере и культуре своих предков. Так было на протяжении столетий, пока исконные русские земли не были возвращены в состав Российского государства.

Как это происходило хорошо описано в романе Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Казаки были готовы умереть за свою веру. Но как помним, одним из сыновей Тараса Бульбы стал предателем. Андрей, прельщённый «культурной» Польшей воюет против своего отца. Не то ли самое сейчас происходит на Украине, когда за 30 лет было воспитано под методичным руководством западных инструкторов целое поколение таких Андреев. Что они несут своему народу? Тот же Зеленский? Каким ценностям следуют? Какой далее будет украинская культура, если к власти придут нынешние организаторы гей-парадов или украинские фашисты?

Происходящее на Украине наглядно показывает нам наличие ещё одного фронта, всю беспощадность духовной борьбы за наше будущее. В этой войне новейшие вооружения не помогают. Неизбежно встаёт проблема воспитания и перевоспитания целого поколения. Это задача, которую предстоит решать на освобождённой от фашизма Украине.

У нас проблема не меньше. Президент говорит о «сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Духовно-нравственное воспитание является здесь приоритетом. Можно и нужно сохранять объекты культурного наследия храмы, монастыри, памятники, иконы, картины. Но как сохранить нашу духовную культуру на фоне нынешних нравственных вызовов? Каковы духовные основы семейного счастья? Воспитания детей? Патриотизма?

Осмысление исторического пути нашей Родины показывает нам, что главной духовной основой была наша вера. Особенно ярко это проявлялось в критические моменты нашей истории. Именно вера в Бога и Церковь смогли помочь русским людям выжить, объединиться и скинуть монголо-татарское иго, а не раствориться среди прочих народов Золотой Орды. Так же было и в Смутное время, когда поляки хозяйничали в Московском Кремле, а предательская боярская дума готова была посадить на царский престол кого угодно, даже польского королевича…Именно Патриарх Ермоген благословил народ на восстание, за что был замучен теми же поляками и боярами-предателями.

Забвение нашей веры и духовных ценностей, напротив, приводило к беде. Так было в 1812г, когда на сей раз, французы оказались в Кремле. Не секрет что до этого почти всё русское дворянство говорило по-французски и увлекалось не только европейской модой, культурой и философией, но и забыло свою веру, охотно принимая европейское масонство. Это хорошо описано в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». К счастью, тогда веру свято хранил простой народ.

Но вот уже в советское время эту веру из народа всячески стали выбивать большевики…Не буду сейчас говорить кто был в руководстве большевиков всех уровней, каких национальностей и убеждений…каковы их настоящие фамилии и почему они их прятали. Вспомним вопрос профессора Преображенского к одному из них –« товарищ Швондер, вы мужчина или женщина?» Наверное, сейчас на Украине это был бы какой-нибудь трансгендер…

Все они беспощадно уничтожали традиционную русскую культуру, традиционный русский уклад жизни, нашу исконную веру и всё что с ней связано, обманывая наш народ туманным «светлым будущим» под девизом «Железной рукой загоним человечество к счастью!» Задумаемся — о чём мог говорить популярный лозунг коммунистов, который висел не только во всех учреждениях государственной и муниципальной власти, но и в школах, и на самых видных местах «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи!» Как бы это читалось в наши дни? – КПРФ?, ЛДПР?

Верующих людей уничтожали физически во время репрессий, а молодое поколение цинично перевоспитывали от детского сада до ВУЗа, говоря о вере, как о наследии «проклятого прошлого». Коммунисты боялись, а потому наказывали за любое упоминание о Боге даже в семье, не говоря уже о работе, общественных местах… И так добрых 70 лет. Что мы потеряли за эти годы и что приобрели? Днепрогэс, БАМ…, а ещё вымершую русскую деревню и целое потерянное поколение 90-х годов…А потом готы, эмо и т.д. Страшно, если к нашим детям будет применяться термин «потерянное поколение».

Сегодня в рамках чтений мы говорим о необходимости «сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей», о «православии и культуре, потере и приобретениях минувшего и образе нашего будущего», а также о нравственном подвиге учителя, совершаемом в современных условиях.

Именно так – «За нравственный подвиг учителя» называется конкурс, победителей которого мы сегодня награждали. Подвиг именно нравственный, потому что его могло не быть при загруженности и усталости современного учителя, отсутствия поддержки. Но этот подвиг совершается, несмотря на все сложности.

Мы удивляемся небольшому количеству работ, представленных на данный конкурс. Эта ситуация поразительно напоминает прошлогоднюю мобилизацию, когда многие сбежали. Конкурс также мобилизует педагогов, мобилизует дать ответ на современные вызовы. Подвиг педагога и его жертвенное служение направлено на сохранение и воспитание подрастающего поколения на фоне страшных духовных вызовов нашего времени.

Может ли педагог сойти с этого пути? Позволит ли совесть? Могут ли защитники нашей Родины оставить свои позиции, даже если что-то командование делает не так? Когда условия жизни более чем тяжёлые? Мы видим, что подвиг совершается и там, и там. И этот подвиг требует поддержки.

Конкурс «За нравственный подвиг учителя» помогает нам найти пути сотрудничества в области духовно-нравственного воспитания – школы и Церкви при поддержке государственной власти. Это один из критериев оценки качества работ, представленных на конкурс – научиться вместе работать. Работы учителей показывают, что это не только возможно, но и приносит добрые плоды.

К сожалению, не все могут преодолеть психологический барьер, либо найти приемлемые формы сотрудничества, выработать общие подходы к решению современных задач духовно-нравственного воспитания.

Это происходит ещё и в силу того, что у нас нет общей основы духовно-нравственного воспитания. Т.е. она есть в православной вере и основанной на ней культуре и традиции воспитания, но не каждый педагог может её для себя открыть.

Показать надёжную основу воспитания является задачей конкурса. Государство говорит о традиционных духовно-нравственных ценностях как основе воспитания и указывает на их источник. В утверждённых указом Президента «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» говорится: п.6 – «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию».

К сожалению, это не всегда осознаётся. Для многих педагогов православная вера и основанная на ней культура остаются святыней под спудом. Это бывает всегда заметно в работах.

Отсюда, ещё одной задачей конкурса является найти и показать эту надёжную основу духовно-нравственного воспитания, осмыслить подлинные основы духовно-нравственной культуры нашего народа и его подлинные ценности, применить эту надёжную основу в своей собственной педагогической практике в современных условиях, а полученный опыт представить педагогической общественности.

Это поистине бесценный опыт. Для современной педагогики это определённый инновационный подход. Осмысление православной педагогики, о которой много говорил Ушинский и другие столпы педагогики, педагогики, на принципах и содержании которых воспитывались с молоком матери многие поколения русских людей. Применение её содержания в современных условиях делает работу педагога поистине бесценной.

К сожалению, если номинации конкурса «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации» и «Лучшая дополнительная общеразвивающая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» у нас представлены достаточно хорошо, то в номинации «Лучшая методическая разработка в предметных областях «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), «Основы православной веры» (для образовательных организаций с религиозным компонентом)», у нас пока масса проблем и по количеству, и по качеству работ. Это говорит о том, что нам ещё долго предстоит осваивать уникальный мир православной культуры.

Малочисленной также является номинация «Лучший образовательный издательский проект года». Пугают серьёзные технические требования к этой номинации. Издание дело не только ответственное, но и затратное. У школы, и тем более отдельного автора, порой на это просто не хватает средств, сил и времени. Очевидно, что здесь необходима поддержка государства, бизнеса, Церкви.

Мы скажем, у нас нет на это денег. Да это так… А у фонда Сороса они есть! Задумаемся, какие средства закачал этот фонд в воспитание фашистского и русофобского поколения на Украине? Сейчас, мы поспешно издаём новые учебники для новых Российских регионов, да и для всей России. И средства для этого находятся…Хотя ещё пару лет назад ответ был всегда один – денег нет…

Мы благодарны, что в школы Кировской области, благодаря поддержке Правительства нашего региона, пришёл новый учебник по ОПК. Но требует тиражирования и поддержки лучший педагогический опыт. Поддержки от государства, потому что педагогами подвижниками последовательно реализуется именно государственная политика.

Не менее важна и поддержка общества, осознавшего важность работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию. Для этого необходимо представлять педагогический опыт широкой общественности через СМИ, где иногда явно не хватает положительного контента. Для перемены общественного мнения, порой предлагающего нам псевдо-ценности, необходим серьёзный разговор с нашими детьми и их родителями, начиная со школы. И этот разговор о важном уже ведут учителя.

Сегодня наши педагоги, победители регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» получили почётные грамоты министерства образования Кировской области. Это не только награда, но и признание их трудов по духовно-нравственному воспитанию. Конкурс помогает нам увидеть и оценить их опыт. От их трудов может зависеть будущее наших детей, а значит и наше будущее.

Поделиться